Короткие нарды

Начало игры

В короткие нарды играют на доске, состоящей из 24 пунктов. Доска разделена на две части бортом или "баром", который имеет ключевое значение в игре. По одну сторону от бара расположены "дома" черных и белых по другую  - "дворы" черных и белых.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый ближний пункт – 1-й, дальний - 24-й, он же первый для противника. У каждого игрока 15 шашек. При начальной расстановке у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, по пять в тринадцатом, по три в восьмом и по пять в шестом.

Цель игры

Цель игры – добраться шашками до своего дома и вывести их с доски. Первый игрок, который вывел все свои шашки выигрывает партию.

Движение шашек в игре

Очередность первого хода определяется броском одной кости. Если у обоих игроков выпадают одинаковые числа, кости кидают до тех пор, пока не выпадут различные значения. После определения очередности, игроки бросают по две кости и выполняют ходы. Числа на каждой из костей показывают на сколько пунктов игрок должен переместить свои шашки. Шашки движутся в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

  • Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на тот, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.
  • Из чисел на обеих костях формируются ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь полей, но в том случае, если промежуточный пункт (третий или пятый) свободен от шашек противника.
  • Игрок, у которого выпал дубль, играет дважды. Например, если выпало 5-5, то игрок должен сделать четыре хода по пять очков, передвигая шашки в любой комбинации как сочтет нужным.
  • Игрок должен обязательно использовать все выпавшие числа (два или четыре, если выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел можно сыграть только по отдельности, игрок должен выбрать большее. Если игрок не может сделать ход, он его пропускает. В случае если выпал дубль и игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть максимально возможное количество ходов.

Как побить и зарядить шашку

Пункт, занятый одной шашкой, называется "блот". Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, "блот" считается побитым и кладется на (в) бар. Первая обязанность игрока, чьи шашки находятся на (в) баре – это переместить (зарядить) их в дом противника на свободную позицию. Для этого игрок бросает обе кости. Если выпадает число равное номеру свободной ячейки в доме противника, шашка ее занимает. Таким образом она выходит из "бара". Пока все шашки не выйдут из бара, игрок не может двигать остальные шашки. Если после выхода из бара у вас остались ходы, то их можно использовать по своему усмотрению. К примеру если у белых шашка попала в "бар" и им выпало 3 и 6, то они могут вывести шашку либо в третий либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может вывести только некоторые из своих шашек, но не все, он должен вывести те шашки, которые возможно, а оставшуюся часть хода пропустить.

Как выбрасывать шашки

Когда игрок привел все пятнадцать шашек в свой дом, он начинает  их выбрасывать за пределы доски. Игрок бросает кости, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, например 6, шашек нет, игрок может вывести шашку с любого следующего младшего пункта, в данном случае с четвертого (см. фото), так как на пятом шашек тоже нет.

Если игрок начал выбрасывать шашки, а одна из них оказалась побита противником (ушла в бар), то игрок должен сначала вернуть шашку в свой дом, и только после этого продолжить выбрасывание. Тот, кто первый снял все шашки с доски - выиграл партию.

Марс и Кокс

Если к моменту когда один игрок вывел все свои шашки за пределы доски, а проигравший не успел выбросить ни одной шашки, то такая ситуация называется "Марс" и количество проигранных очков удваивается. Если у проигравшего во время "Марса" есть шашки в баре, то такая ситуация называется "Кокс" и проигранные очки утраиваются.

Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии